
подписаться
на новости
Эти и многие другие вопросы с завидной периодичностью возникают у родителей.
Хотелось бы отметить, что в последнее время тема эмоционального развития одна из самых обсуждаемых в родительских кругах. И нынешнее поколение имеет гораздо меньше запретов на проявление чувств. Например, мальчикам уже можно проживать утрату так, как оно задумано природой, то есть плакать. И это замечательно. Однако, большая нагрузка здесь ложится на родителей, которые порой вынуждены лавировать между решением разрешать ребёнку эмоции и своими внутренними установками, усвоенными в детстве. Вот и получается борьба между “плакать – хорошо…” и “пацан не должен плакать…”
Тема эмоций очень близка к теме настроения. Однако, это не одно и тоже. Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс, который проявляется не очень ярко, но создаёт эмоциональный фон. И то того, какое настроение ребенка сейчас проявляется во многом будет зависеть и его поведение.
Создавать ли настроение ребенка какие бывают способы его формирования?
Влиять на настроение мы можем, и стоит это делать, потому что на положительном эмоциональном фоне даже негативные эмоции будут проявляться менее ярко и интенсивно.
Жила – была девочка, и у нее звалось плохое настроение. Она капризничала, и плохое настояние росло. И уже совсем не знали, что с ним делать. Потому что оно стало таким большим, что заняло почти всю квартиру! Много способов испробовали (сюда стоит включить варианты, которыми вы обычно пробуйте улучшить настроение ребёнка), а победить его смогли только улыбкой, смехом и добрыми делами.»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста характеризуется тем, что они ещё не могут управлять возникающими чувствами. В дошкольном периоде как раз идёт освоение социальных норм их проявления.
Эмоциональные переживания детей как правило проходят очень ярко, можно даже сказать бурно, и далеко не каждый родитель может их вынести. Замечательно то, что эта бурность, как правило сглаживается их непродолжительностью.
То есть, эмоции дошколят можно охарактеризовать двумя словами : быстро и сильно.
Зная эту особенность, общаться с ребёнком станет проще. Помните, на сколько сильно сейчас ребёнок страдает и плачет, на столько ярко будет смеяться и радоваться.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста – тема отдельного разговора. Основная задача здесь – научить ребёнка выражать эмоции социально приемлемыми способами. Если это не удалось сделать до школы, ничего страшного – научиться этому можно и позже.
Наверное, ни для кого не будет сюрпризом, что возникновение эмоций мы контролировать не можем. А вот выбор форм их проявления контролю поддаётся, хотя не всегда просто.
Здесь основной эмоциональный репертуар в малыша закладывают родители, в соответствии со своим представлением о том, что хорошо, а что нет. Можно плакать или нет, как и где проявлять агрессию и вообще быть эмоциональным или сдержанным.
Как ни странно, вся гамма чувств, которую мы испытываем, сводится к нескольким словам, их образно объединяют в две группы.
Как правило, научить выжать социально приемлемо стараются негативные эмоции. Но не забывайте, что негативная – не значит плохая! Все эмоции естественны и нормальны. Не создавайте запрета на них!
Дайте ребёнку понять, какую эмоцию он сейчас испытывает, проговорите это. Если он сам не может подобрать описание своих ощущений, помогите ему. Задайте вопрос: «Ты сейчас злишься?» «Тебе страшно?». Подберите правильное описание состояния
Учите ребенка проговаривать, что именно ему не нравится или не устраивает.
Спросите, что ему сейчас хочется сделать. Ударить кого-то, заплакать, убежать. Покажите, как можно заменить социально неприемлемое действие на нормальное. То есть ударить человека нельзя, а вот стукнуть подушку – пожалуйста.
Не ругайте за проявление эмоций! Поверьте, зажатая внутри злость причинит гораздо больше вреда в будущем, чем разбитый стакан или крик.
Предложите помощь и уточните у ребёнка, нужна она или нет. Порой мы пытаемся навязать что-то детям, а это ведёт к ещё большему раздражению.
Пожалейте или оставьте в покое. А иногда достаточно просто побыть рядом.
Не поддерживайте истерики – если крики и слёзы приводят к получению желаемого результата они закрепляют подобное поведение.
Сами проговаривайте свои эмоции и выражайте их социально приемлемо. Помните, дети берут пример с родителей.
Развитие эмоций у детей одно из направлений наших базовых тренингов. В группе на тренинге «Властелин Эмоций» ребята учатся понимать себя, выражать свои чувства и говорить о них, понимать причину возникновения. Интересно, что у злости, грусти, радости, страха есть свой «домик» в теле, то есть место, где мы можем физически ощутить эмоцию. Важно об этом знать и уметь правильно отслеживать своё состояние.
Чувства и эмоции у ребенка – важная тема. Осознанные родители уделают этой сфере развития личности большое внимание, и не зря. Ведь эмоциональное развитие тесно связано с уверенностью в себе, здоровьем человека, да и вообще с тем, на сколько счастлив он будет по жизни.
С заботой о вас, психолог центра развития детей и молодёжи К.О.Т. Денис Визер
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами