Зачем уметь рационально распределять время?
В сутках 24 часа, этот закон одинаков для всех. Однако, жизнь одних людей наполнена событиями, интересна, они добиваются больших успехов. А другие совсем ничего не успевают.
Знание правил тайм менеджмента поможет ребёнку :
- Понимать, что он хочет сделать и осознавать свои цели;
- Быстро готовить домашние задания;
- Правильно планировать день;
- Давать обещания, которые он реально сможет выполнить и договариваться о встречах, на которые он сможет успеть;
- Радоваться прожитому дню и иметь реальную возможность себя похвалить.
Как ребёнку научиться эффективно распределять время?
Книг, посвящённых тайм менеджменту много. В принципе, если родители умеют правильно планировать свой день и всё успевать, ребёнок постепенно будет учиться на их примере. Поэтому, если у вас всё отлично в вопросах распределения времени, рассказывайте ребёнку об этом. Чем раньше он узнает, зачем нужен ежедневник, список дел, часы и прочие нужные вещи, тем лучше.
В то же время, дети не всегда схватывают всё сами. Стоит им помогать.
- Первое, что нужно сделать – обсудить что такое тайм менеджмент и зачем он нужен. Будьте внимательны, приводите реальные случаи из жизни ребёнка, где ему поможет умение распоряжаться временем. То есть, для школьника хорошей мотивацией станет возможность встретиться с друзьями, у ребят помладше – поиграть в любимую игру и провести больше времени в компании родителей за совместными играми. Будьте гибкими и ориентируйтесь на интересы конкретного человека.
- После создания мотивации стоит определить цели ребёнка на ближайшее время: успешная учёба, победа в конкурсе, участие в соревнованиях, воспитание домашнего питомца. Целей может быть очень много. Чем старше ребёнок, тем более конкретными могут быть цели. Часто ребёнку тяжело опередить направление свой жизни, помогите ему с этим. Заодно вы сможете пообщаться на эту тему и больше узнать об интересах ребёнка.
- Теперь исследуем наш день: отлично для этого подходит эксперимент «Ведро Кови». Он наглядный и поэтому очень интересный для детей. Для проведения этого опыта возьмите прозрачную банку, горох, мандарины и апельсин. Теперь попробуйте положить сначала горох, потом мандарины – не поместится. Потом попробуйте после мандаринов положить апельсины. Тоже не выйдет. А теперь сначала положите апельсин, потом досыпьте мандаринов, потом горох. Всё поместилось! Ещё и место осталось! Можно и воды долить. Обсуждаем опыт. Апельсины – это важные крупные дела. Мандарины – помельче. Горох – совсем мелкие делишки. Банка – наш день. То есть, если заполнять день мелочами, то не успеешь делать ничего важного.
- Следующий этап – выделение важного в нашем дне, неделе. То есть реально важные вещи, которые надо сделать. Выписываем их и вешаем на видное место.
- Распределяем время так, чтобы это успеть. А в конце недели, конечно, поощряем ребёнка за то, что он справился. Причём, подарок выбираем совместно и заранее. А если договорённость не выполнена и дела остались незаконченными, то не дарим подарок! Это важно!
- Дальше стоит освоить ведение ежедневника, составление гибкого и жёсткого расписания, умение делать важные дела быстро и не откладывать их, делить большие сложные задачи на части. Для создания всех этих навыков есть интересные запоминающиеся опыты.
Мы их активно используем в центре детского и молодёжного развития К.О.Т. на курсе «Управляй Временем» и тренинге на один день «Время и Я».
И, конечно, ещё напишем о них – к сожалению, всех интересных упражнений по детскому тайм менеджменту не уместить в одной статье.
В чём особенность детского тайм менеджмента?
- Наглядность объяснения правил – всё должно быть показано, рассказано, по всем правилам и законам управления временем надо провести опыты.
- Не перегружайте ребёнка информацией. Если её будет слишком много, то эффект сильно снизится.
- Помогите быть реалистичным в составлении планов – дети склонны планировать больше, чем реально смогут успеть.
- Дайте возможность ребёнку самому контролировать выполнение дел, чувствовать ответственность. Не ругайте за не выполненные пункты плана. Просто обсуждайте почему так вышло и помогите исправить ситуацию.
- Будьте другом ребёнка, интересуйтесь успехами, поддерживайте его, обсуждайте прожитый день, удачи и неудачи.
Как правильно распределять время школьнику
- Здесь важно освоить гибкое и жёсткое планирование и умение выделять важные вещи.
- Необходимо иметь чёткое красивое (самодельное или покупное – не важно, но любимое!) расписание недели.
- В расписании кроме уроков и секций должны быть дни и часы отдыха, в которые он может вообще ничего не делать, время для занятий хобби, их надо обязательно прописать важными пунктами.
- У ребёнка должно быть реальное поощрение за выполнение расписания и возможность регулярно получать приятные сюрпризы.
- Если начать тренироваться сейчас, то вопрос как распределять своё время постепенно станет лёгким.
И всё же, как эффективно распределять время во время учебы ?
- Выделить важное, определить цель.
- Определить поощрения за выполнение дел.
- Важные дела ставить на начало дня.
- Помнить про дни и часы отдыха.
Можно освоить управление временем самостоятельно, или присоединиться к тренингам. Будем рады видеть вас на наших программах «Управляй Временем» и «Время и Я».
Наталья Визер, руководитель центра развития детей и молодёжи К.О.Т.