Акция - приведи друга и получи скидку 1000 рублей

Оглавление:

Что такое компьютерная зависимость?

Психологи часто ставят такой диагноз как компьютерная зависимость у подростков, которую можно сравнить с наркоманией.

Каковы основные признаки данного заболевания?

  1. потеря интереса к другим занятиям;
  2. максимальное количество времени, проводимое у компьютера;
  3. резкое ухудшение настроения, вплоть до возникновения агрессии, при попытках отвлечь ребенка от компютера;
  4. отказ от любых занятий и общения в реальной жизни в пользу виртуальной

Немного об играх от юного автора, Елизаветы (13 лет)

Я думаю, почти в каждой семье хоть однажды вставал вопрос о количестве времени, проведенного в телефоне или компьютере.

Это довольно неприятное явление, поэтому хочется его устранить. Но для этого необходимо разобраться в причинах.

Как определить, что появилась проблема?

  1. ребенок любое свободное время проводит в электронных устройствах, не соглашается оторваться от монитора даже ради того, что раньше делал с удовольствием;
  2. прячет телефон или отворачивается от компьютера при виде взрослых;
  3. при запрете постоянно выпрашивает, долго не хочет перестать играть даже для собственного блага, придумывая различные причины.

Что же делать?

Как и любая из зависимостей, пристрастие к компьютеру развивается у подростков с разной скоростью. Чем раньше родители заметят, как изменяется поведение ребенка, тем проще справиться с проблемой. В подростковом возрасте с компьютерной зависимостью расстается только один из пяти пациентов. Такой низкий результат связан с тем, что болезнь обычно возникает на базе провоцирующих предпосылок.

Каковы основные причины?

Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть разные. Например, обыкновенная скука, интерес и любознательность, влияние окружающих. Так же интерес возбуждает реклама и желание исследовать незнакомый виртуальный мир. Часто достаточно установить только одну игру, и всё электронное устройство становится напичкано разными играми.

Наличие компьютера, телефона и планшета не обязательно ведет к компьютерной зависимости у подростка. Современные дети проводят массу времени, сидя в телефонах, но при этом большинство из них не теряет интереса к реальному миру.

Уязвимой аудиторией становятся подростки, которые:

  • слабо вписываются в социальную среду, не имеют друзей, считаются неудачниками среди сверстников;
  • лишены внимания родителей, занятых работой, другими детьми,
  • проводят все свободное время за монитором или с телефоном в руках;
  • имеют избыток свободного времени, которое нечем занять, они не посещают секции и мало уделяют времени учёбе.
  • Дополнительно сказываются личные особенности ребенка – неуверенность в себе, неумение общаться, склонность к однообразному времяпровождению, азартность, наличие комплексов и страхов.

Дополнительно сказываются личные особенности ребенка – неуверенность в себе, неумение общаться, склонность к однообразному времяпровождению, азартность, наличие комплексов и страхов.

Компьютерная зависимость у подростков может принимать различные формы.

Компьютерные игры

Чаще и быстрее всего возникает зависимость от компьютерных игр у подростков. Это связано с тем, что дети с раннего возраста предпочитают проводить время в игре, а интернет предоставляет для этого большие возможности.

С учетом интересов, подросткам предлагают различные варианты от простейших видов «бродилок», «стрелялок» и «гонок» до сложных стратегий. Реалистичные изображения позволяют полностью погрузиться в мир компьютерной игры.

Самые известные и популярные виды компьютерных игр вызывают интерес у детей всего мира. С одной стороны, занимаясь компьютерными игрушками, дети учатся думать, планировать, развивают скорость реакции и внимание.

С другой стороны, огромный вред наносят сюжеты, в которых компьютерными играми пропагандируется насилие, власть сильного над слабым. Такие игры провоцируют агрессивность, отвергают социальные нормы и запреты.

Большинство современных родителей, у которых дети в подростковом возрасте в свое время прошли период увлеченности различными компьютерными играми и на своем опыте осознают опасность игровой зависимости у подростка.

Мнение юного автора, Елизавета (13 лет)

Те же самые игры бывают разные. Бывают полезные, как электронные шахматы, а бывают не совсем, и даже местами вредные, как любимые подростками стрелялки. Разобраться в их полезности поможет их классификация. Моё виденье строится от менее полезных к более полезным:

  1. Экшен. Это довольно популярный вид, обычно называется стрелялками. Развивает только одно – реакцию.
  2. Ролевые. Суть в том, что игрок становится определенным персонажем, и должен вести себя так же. Развивает фантазию и эмпатию.
  3. Симуляторы. Здесь копируются события или просто дается возможность встать на место кого-то другого, сделать то, что в реальной жизни сделать трудно или нельзя. Развивают воображение, эмпатию и не вызывают сильного привыкания.
  4. Азартные. Тут, необходима реакция и способность быстро анализировать ситуацию. Например, гонки или карточные игры.
  5. Квесты. Они сильно похожи на логические тем, что необходимо делать выводы и анализировать, но отличие в том, что в квестах игрок как бы становится персонажем, и проживает его жизнь. Развивают воображение, анализаторские способности, внимательность, эмпатию.
  6. Логические. Тут важна неторопливость и вдумчивость. Обычно представляют собой головоломки или задачи на смекалку и логику. Развивают анализаторские способности, логику, внимательность, расширяют кругозор.
  7. Стратегии. Пожалуй, самый полезный из всех видов, так как, играя в них, ребенок должен анализировать ситуацию, уметь тактически мыслить, иметь развитую логику и думать на шаг вперед.

Все вышенаписаное довольно позитивно. Однако главная проблема в том, что обычно подростки не соблюдают меру играя, и вместо совершения перерывов или установления чёткого режима дети играют дальше и дальше, не в силах оторваться от столь интересного занятия.

Соцсети

Кроме игр большую опасность представляют социальные сети, задумывающиеся, как средство общения между людьми с общими интересами. Часто так и бывает, но также случается, когда подросток просто висит в них, не получая информации, просто по привычке или из-за лени. Дети от 9-10 лет, подростки и люди всех возрастов тратят массу времени, глядя на экраны компьютеров или телефонов.

По факту большая часть общения в соцсетях – это ленивое и бессмысленное времяпровождение. Оно отучает думать, концентрировать внимание и просто ворует время. Зайдя на минутку в любую из соцсетей, можно провести там часы, не получив никакой полезной информации.

Стоит обратить внимание, как подростки во время выполнения домашних заданий то и дело открывают различные странички своих друзей и посмотреть, сколько времени они тратят впустую.

В первую очередь, данной компьютерной зависимостью страдают девушки, имеющие массу свободного времени. По сравнению с мальчиками, девушки больше страдают от недостатка общения и пытаются решить его через виртуальные контакты в социальных сетях.

Каковы главные опасности и последствия?

Многие родители не видят вреда в компьютерной зависимости по сравнению с алкогольной или наркотической. Но пристрастие к компьютерным развлечениям, также, несет опасность как психологическому, так и физическому здоровью ребенка. В физическом отношении неограниченное количество времени, проводимое за монитором, приводит к заболеваниям позвоночника, суставов, ухудшению, зрения, ожирению или, наоборот, резкой потере веса. Подростки физически отстают от сверстников.

В физическом отношении неограниченное количество времени, проводимое за монитором, приводит к заболеваниям позвоночника, суставов, ухудшению, зрения, ожирению или, наоборот, резкой потере веса. Подростки физически отстают от сверстников.

Психологически подростки полностью теряют связь с окружающим миром. Они перестают общаться с родными и ровесниками, или общаются только на темы, связанные с их виртуальными увлечениями.

Подростки, подверженные игромании, отличаются агрессивностью. Для них перестает существовать авторитет родителей, они становятся неуправляемыми. Поскольку часто игры требует денег, они тратят на них карманные средства. Кто-то из подростковой аудитории получает деньги за участие в играх. Остальные игроки, страдающие компьютерной зависимостью, просят деньги у родителей, а чаще воруют их или отбирают у других детей.

При попытках убрать зависимых детей от компьютера их поведение можно сравнить с наркотической ломкой. Они устраивают скандалы, истерики, бросаются с кулаками, сбегают из дому.

Компьютерная зависимости.

Любую из зависимостей проще предупредить, чем впоследствии заниматься ее лечением. Если уже вы замечаете первые признаки заболевания, необходимо сразу принимать меры. Лечение компьютерной зависимости отличается тем, что не получится полностью устранить компьютер и интернет из жизни подростка. В легких формах проблемы, отлично поможет работа психолога, но, когда все серьезно запущено, может потребоваться медикаментозное лечение. Поэтому не откладывайте с визитом к специалисту, любую проблему проще решить, когда она только появилась.

Как вести себя родителям с зависимыми детьми?

Что нужно делать и чего нельзя?

Нельзя:

  1. полностью лишать всех гаджетов, включая телефон, планшет и так далее, так как это сделает подростка изгоем среди ровесников;
  2. кричать на подростка и устраивать скандалы, чтобы не разделять семью на два враждующих лагеря;
  3. говорить, что у ребенка не все в порядке с головой и угрожать подростку посещением психолога, так как это только увеличивает его неуверенность в себе, вызывает депрессию.

Необходимо:

  1. предложить другие занятия, интересные подростку, такие как туристические походы, поездки;
  2. занять свободное время, например, установить обязанности по дому (уборку, покупку продуктов, прогулки с животными), записать в спортивные и творческие кружки;
  3. поставить условия, выполнив которые, можно переходить к компьютерным играм, в том числе, после выполнения домашних заданий, просмотра обучающих программ, физических упражнений (подтягивания, отжимания), установить лимит времени и так далее;
  4. для младших школьников поставить ограничения по доступу к определенным сайтам;
  5. отключать интернет на ночное время, чтобы подросток полноценно отдыхал, а не занимался игрой;
  6. учите детей использовать компьютер как источник знаний, а не только как средство развлечения.

Советы от нашего юного писателя Елизаветы (13 лет)

  • Во-первых, можно просто забрать или поставить пароль на устройство, и, таким образом, для того, чтобы пользоваться им, придется спрашивать разрешения у старших.
  • Во-вторых, можно установить сроки, в которые ребенок может играть, и за каждую неделю без нарушения режима можно поощрять его, но, конечно, не играми в гаджет
  • В-третьих, как мне кажется, наиболее действенный способ - поговорить с подростком. Необходимо выяснить причины его постоянного обращения к электронным устройствам, и устранить их.
  • Если причина - банальная скука, то необходимо уделить время организации досуга ребенка, дать ему больше внимания или вместе придумать способы развлечений в различных ситуациях - от очереди в магазине до скучного урока. То есть вместе ответить на вопрос - как можно развлечь себя, не используя телефон.
  • Если причиной был пример окружающих, то желательно изолировать ребенка от их общества или предложить подростку более интересные варианты досуга.
  • Если причина кроется в любознательности ребенка, то можно придумать, откуда ещё можно легко и интересно получать знания. Такой вид зависимости наиболее легкий и проходит быстрее.

Я по-прежнему убеждена, что многие проблемы может решить обыкновенный разговор, и сейчас написала обоснование своей гипотезы. Но так как не все проблемы взаимоотношений решаются разговором, то желательно просто больше общаться с подростком, находить общие увлечения и интересы, обсуждать и разговаривать на различные темы, обмениваться мнениями. И я уверена, что даже проблему компьютерной или интернет-зависимости можно решить, если общаться друг с другом чаще.

Советы от детского психолога Натальи Ломилиной

Прежде чем начать решать проблему рабства от смартфона, нужно подготовиться.

  • Определите количество времени для своего ребёнка для проведения с гаджетами. Будете ли вы корректировать чем именно ребенок занимается за электронным устройством или вам важно только фактическое время?
  • Решите, для чего вам нужно ограничить время использования устройства. Определите зачем это нужно Вам, ребенку? Пусть сам ребенок определит (по факту как есть на момент начала, даже если он считает, что ему это не нужно).
  • Наличие группы поддержки. Ваши домашние и близкие готовы вести единую политику работы.
  • Регулирование собственного времени, проведённого за компьютером и телефоном. И если вы сами зависаете, то начать надо с себя.
  • Определить, чем занять освободившееся время от гаджетов.

Поощряйте любые физические занятия, которые отвлекают детей от монитора и заставляют их двигаться. Постарайтесь увлечь подростков полезным хобби, не связанными с компьютером. Следите, чтобы большую часть дня дети были заняты, так как безделье и скука – это одна из главных причин заболевания компьютерной зависимости.

Нужно понимать, к чему мы стремимся, переводя внимание ребенка с гаджета. Сберечь его здоровье? Занять продуктивным времяпровождением, чтоб не бездельничал? Вывести из виртуального пространства в реальное? Научить служить гаджет ему во благо, а не в разрушение? Или что еще?

При появлении подозрений, что сын или дочь страдают компьютерной зависимостью, родители должны серьезно поговорить с подростком. Но помните - воспитательная беседа это не только угрозы и запугивания.

Подготовьтесь к разговору с ребёнком.

  • Возможно, это будет беседа о том, что вы тревожитесь за него. И приведёте факты вас волнующие.
  • Продумайте желательный итог разговора - о чём вы бы хотели договориться? Будьте готовы идти на компромиссы. Вряд ли получится сделать в точности так, как вы запланировали.
  • Любые условия устанавливаются после предварительной беседы.
  • После обсуждения за и против, желательно письменно составить договор. Его условия должны соблюдать обе стороны.
  • Начинайте жить по новым правилам, не забывайте спокойно напоминать школьнику о договорённостях, быть терпеливым и придерживаться условий.

Что и как нужно сказать ребенку?

  1. найти в сети опросы, связанные с зависимостью;
  2. описать то, что ежедневно наблюдают родители;
  3. перечислить, что теряет подросток, и возможные дальнейшие проблемы;
  4. предложить несколько вариантов выхода из возникшей ситуации.

В ходе беседы нужно контролировать внимание подростка, выслушивать встречные предложения, в чем-то идти на встречу.

Если воспитательная беседа проводится не впервые, стоит проанализировать предыдущие попытки. Желательно, чтобы подросток сам признал, что страдает зависимостью и захотел от нее избавиться.

Заведите дневник гаджета.

  • Договоритесь сократить время за гаджетом до часа в день.
  • Расскажите, что в работе глазами будь то чтение, гаджеты важно делать перерыв для глаз, в режиме 30 минут на 5 минут.
  • Тогда смотрите работу с таблицей и используйте ее.

Задача не запретить, а научить распоряжаться. Чтобы гаджет был на службе у ребёнка, а не наоборот. И помните – новая привычка вырабатывается за 21 день. Возможно все при методичном и систематическом подходе.

Видео подростков из первых уст

Наглядно разобраться с проблемой зависимости от гаджетов нам помогут ребята из романовской школы в рамках проекта школы реальных дел.

Помощь профессионалов в центре КОТ

Сначала вы можете получить консультацию психолога, который определит наличие компьютерной зависимости. Специалист также даст рекомендации по решению проблемы и посоветует наиболее эффективные методы избавления от нее. Чтобы работа по выходу из виртуальной реальности была эффективной, для начала нужно определить корень проблемы.

Курс «Мастер общения» рекомендуется, если подросток уходит в гаджеты, потому что у него не получается строить взаимоотношения с ровесниками.

Это коллективные занятия, на которых подростки учатся действовать сообща, разговаривать, интересоваться друг другом и отстаивать свою. точку зрения.

Курс «Управляй временем» подойдёт подросткам, которые ежедневно листают соцсети и просматривают ролики, во время выполнения заданий.

Ребята научатся контролировать свои занятия, делить их на полезные и ненужные, распределять время между делами и отдыхом.

Преимущество таких групповых тренингов в том, что кроме получения полезных навыков, подростки интересно проводят время, отвлекаясь от монитора и расширяя свой опыт общения в реальной жизни.

Добавить комментарий
Имя
Email
Сообщение
order

заказать тренинг

для группы

communicate

связаться

с нами

go-top
наверх