подписаться
на новости
Оглавление:
Сейчас все зависит от денег. Деньги определяют, будет ли у нас крыша над головой, что мы будем есть и какую воду пить, где учиться, во что одеваться. От финансов зависит, каким будет отдых и даже с кем мы будем общаться.
Поэтому крайне важно знать, как обращаться с деньгами, чтобы не выплачивать долги до конца жизни и иметь возможность питаться жить полной жизнью.
Ребенка стоит учить основам финансовой грамотности в детстве для того, чтобы он смог самостоятельно вести свою жизнь во взрослом возрасте.
Финансовая грамотность — это комплекс знаний о финансах и управлении ими.
Курсы финансовой грамотности детям становятся все популярнее в наши дни. Они очень важны для развития ребенка. Однако, не стоит уменьшать ответственность родителей в этом вопросе не стоит. Начинать знакомится с финансами лучше на наглядном примере, постепенно обучая ребенка распределять как семейные, так и его личные деньги, объясняя их ценность.
Нет четкого возраста, когда и что нужно рассказать ребенку о мере финансов. Всё индивидуально. Но примерно знакомство с миром финансов можно разбить на следующие этапы
Как было сказано ранее, многое зависит от денег, финансы сопровождают человека с самого раннего возраста, поэтому можно и нужно говорить с детьми о финансовой грамотности уже с возраста четырех-пяти лет. В этом возрасте возникает большое количество вопросов обо всём, что их окружает, и финансы не исключение.
Он часто думает, что средства появляются из воздуха, следовательно, можно тратить сколько угодно и на что угодно. Важно разъяснить, что финансы не бесконечны, и для их получения нужно много работы, которой занимаются родители.
Детские желания чаще всего возникают моментально, и их не обдумывают.
Когда ребенок что-о СРОЧНО захотел, важно остановиться и дать ему время обработать свои желания.
Например, составить список того, что хотелось бы купить, и нет ли чего-то, что могло бы быть интереснее и полезнее.
Какая цена у подарков, киндер-сюрпризов и поездок в парк развлечений, и что невозможно тратить на это деньги слишком часто, ведь есть и другие потребности.
Когда вы говорите о цене вещей для ребенка вы не становитесь «жадным» родителем. Вы совершайте правильный поступок и развиваете у него финансовую грамотность!
Чтобы наглядно показать, сколько семья отдает денег на удовольствия, можно брать детей в магазин с собой и говорить о ценах. Сравнить цены на большую шоколадку, которую можно съесть за день, и на пачку настолько же вкусного печенья, которого обычно хватает на несколько дней.
Учите ребенка думать, действительно ли это нужно купить эту вещь.
То же относится к игрушкам и одежде – анализируйте что необходимо и хочется больше всего. Полезно вместе составлять список покупок и рассказывать о желаниях всех членов семьи.
Так ребенок поймет, что финансы в семье не могут тратиться только на него.
Главный урок о финансовой грамотности, который может усвоить ребенок с детства -нужно думать, планировать и оценивать ситуацию перед покупкой вещей.
Существенный навык в трате денег — уметь покупать выгодно и принимать во внимание качество. То есть нужно развивать осознанное потребление. Для этого учите ребенка отвечать на следующие вопросы.
Здесь помогут списки желаний и их обсуждение. Импульсивные покупки обычно потом становятся абсолютно ненужными.
Конечно, можно показывать экономичность приобретений на продуктах, но это не всегда полностью раскрывает идею. Для детей понятнее будет рассказывать о разумных тратах на примере техники или игрушек. Вместе с ребенком подумайте, сколько та или иная вещь прослужит, как часто вы можете ее потенциально использовать (чтобы она не пылилась в углу), на «продвинутом» уровне можно разобраться в характеристиках и решить, стоит ли эта вещь своих денег.
Важный этап – умение выбирать. Полезно выработать привычку не останавливаться, например, на одной модели телефона в одном магазине, а сравнивать, находить более практичные варианты, может даже искать магазины с акциями на тот или иной предмет. К тому же, сейчас это делать намного проще, существует огромное количество сайтов, которые дают возможность сопоставлять цены на практически любые товары.
Выбирайте вещи для ребенка с ним вместе, обсуждайте и сравнивайте цены. Если получится сэкономить, вместе обсудите, как можно потратить оставшиеся деньги.
Важный момент изучении детьми финансовой грамотности — карманные деньги. Этот этап отношений с деньгами можно начинать, когда ребенок разберется с тем, что такое деньги и обретает достаточную самостоятельность.
Определите, как часто вы даете ему деньги, обсудите сумму. Важно, чтобы ребенок четко понял сколько и как часто он будет получать в своё распоряжение.
Давать средства на карманные расходы — один их самых продуктивных и практичных способов научить детей управлять своими финансами.
У ребенка есть сумма, и ее можно потратить на что угодно. Ограничивать покупки, которые хочет совершить ребенок - не правильно.
Карманные деньги принадлежат ребенку, и только он ими распоряжается!
Обсуждать его планы на трату денег – стоит, но утверждать, что эта вещь «не нужна», «бесполезна» - не стоит. Говорите о ценах и о том, что можно купить сейчас, а на что нужно накопить.
То есть начать можно с того, что вы даёте по 20 рублей ежедневно, потом – 140 рублей на неделю, позже – можно выделять деньги на 2 недели или на месяц.
Так школьнику всегда нужно будет держать в голове, хватит ли ему этой суммы до конца месяца. Какое-то время сумма может колебаться, чтобы найти ту, с которой и детям, и родителям будет комфортно, но не стоит сильно завышать ее. В противном случае ребенок может перестать ценить свои карманные деньги, тратить слишком много и совсем не задумываться о границах.
Сначала можно помочь разобраться, сколько стоят какие-то основные вещи, на которые дети хотят тратить свои карманные, и как отрегулировать расходы. Также можно учить детей экономии. Это тесно связано с осознанным потреблением, о котором говорилось выше.
Хорошо, если дети привыкнут думать перед покупкой очередного мороженого: «Может, я несколько дней поем дома, а в конце месяца смогу купить те крутые наушники?». Важно научиться этому финансовому мастерству — распределять свои приоритеты и желания в области покупок, и, иногда отбрасывая сиюминутные порывы, «беречь и копить копейку».
Но никогда нельзя забывать, что постоянное бесцельное накопление нередко бесполезно и деструктивно в долгосрочной перспективе. Когда деньги — единственная цель, их ценность и значение искажаются. Эта самая «копейка» — просто листы бумаги. Важно то, что ты можешь эти бумажки обменять на мороженое или на что-то более ценное.
Деньги называют средствами именно потому, что они не должны быть высшей мечтой, а нужны, чтобы исполнять мечты.
Один из самых сложных навыков финансовой грамотности — умение тратить. Научите детей не бояться покупать эти наушники, если у них есть такая возможность и действительно сильная потребность.
Можно «купаться» в деньгах, постоянно копить, но счастливым это никого не сделает.
Сейчас у многих людей развивается финансовая тревожность, из-за которой они отказывают себе совершенно во всем, и не важно, зарабатывают они миллион в месяц или сорок тысяч. Ситуация может только усугубиться из-за множества родителей, которые говорят: «Будут деньги — будешь счастливым». И часто взрослые совсем забывают, что не рассказывают, что можно эффективно сделать с деньгами.
Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.
В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.
На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков - так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.
Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.
С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:
Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.
Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.
Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.
Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.
Важно развивать финансовую грамотности поэтапно, причём процесс обучения должен быть увлекательным. Ведь тема денег – одна их самых интересных!
В центре К.О.Т. разработаны курсы для школьников. Занятия проводятся в группах 10-13 и 14-17 лет.
Записать ребёнка на курсы по развитию финансовой грамотности – значит помочь ему стать более самостоятельным, осознанным и развить навык, необходимый для успешного будущего!
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами