Основы финансовой грамотности для детей

Автор: Слава Маяковский

Оглавление:

Сейчас все зависит от денег. Деньги определяют, будет ли у нас крыша над головой, что мы будем есть и какую воду пить, где учиться, во что одеваться. От финансов зависит, каким будет отдых и даже с кем мы будем общаться.

Поэтому крайне важно знать, как обращаться с деньгами, чтобы не выплачивать долги до конца жизни и иметь возможность питаться жить полной жизнью.

Ребенка стоит учить основам финансовой грамотности в детстве для того, чтобы он смог самостоятельно вести свою жизнь во взрослом возрасте.

Финансовая грамотность — это комплекс знаний о финансах и управлении ими.

Курсы финансовой грамотности детям становятся все популярнее в наши дни. Они очень важны для развития ребенка. Однако, не стоит уменьшать ответственность родителей в этом вопросе не стоит. Начинать знакомится с финансами лучше на наглядном примере, постепенно обучая ребенка распределять как семейные, так и его личные деньги, объясняя их ценность.

Когда учить ребенка финансовой грамотности

Нет четкого возраста, когда и что нужно рассказать ребенку о мере финансов. Всё индивидуально. Но примерно знакомство с миром финансов можно разбить на следующие этапы

  • Знакомство с деньгами – с 4 лет
  • Обучение осознанной трате – с 5 лет
  • Вручение карманных денег и обучение пользованию ими – с 7 лет
  • Знакомство с более сложными понятиями финансов – банками, картами – с 10 лет
  • Расширение знаний о финансах – возможность инвестирования и самостоятельного заработка денег – с 12-14 лет

Финансовая грамотность дома - как начать говорить о деньгах?

Как было сказано ранее, многое зависит от денег, финансы сопровождают человека с самого раннего возраста, поэтому можно и нужно говорить с детьми о финансовой грамотности уже с возраста четырех-пяти лет. В этом возрасте возникает большое количество вопросов обо всём, что их окружает, и финансы не исключение.

  1. Сначала стоит объяснить ребенку, откуда берутся деньги.

    Он часто думает, что средства появляются из воздуха, следовательно, можно тратить сколько угодно и на что угодно. Важно разъяснить, что финансы не бесконечны, и для их получения нужно много работы, которой занимаются родители.

  2. Говорите о деньгах в тот момент, когда дети хотят что-либо купить для себя.

    Детские желания чаще всего возникают моментально, и их не обдумывают.

    Когда ребенок что-о СРОЧНО захотел, важно остановиться и дать ему время обработать свои желания.

    Например, составить список того, что хотелось бы купить, и нет ли чего-то, что могло бы быть интереснее и полезнее.

  3. Расскажите, сколько что стоит.

    Какая цена у подарков, киндер-сюрпризов и поездок в парк развлечений, и что невозможно тратить на это деньги слишком часто, ведь есть и другие потребности.

Когда вы говорите о цене вещей для ребенка вы не становитесь «жадным» родителем. Вы совершайте правильный поступок и развиваете у него финансовую грамотность!

Чтобы наглядно показать, сколько семья отдает денег на удовольствия, можно брать детей в магазин с собой и говорить о ценах. Сравнить цены на большую шоколадку, которую можно съесть за день, и на пачку настолько же вкусного печенья, которого обычно хватает на несколько дней.

Учите ребенка думать, действительно ли это нужно купить эту вещь.

То же относится к игрушкам и одежде – анализируйте что необходимо и хочется больше всего. Полезно вместе составлять список покупок и рассказывать о желаниях всех членов семьи.

Так ребенок поймет, что финансы в семье не могут тратиться только на него.

Главный урок о финансовой грамотности, который может усвоить ребенок с детства -нужно думать, планировать и оценивать ситуацию перед покупкой вещей.

Осознанное потребление - учим ребенка тратить деньги «с умом»

Существенный навык в трате денег — уметь покупать выгодно и принимать во внимание качество. То есть нужно развивать осознанное потребление. Для этого учите ребенка отвечать на следующие вопросы.

  1. «Нужно ли мне именно это?».

    Здесь помогут списки желаний и их обсуждение. Импульсивные покупки обычно потом становятся абсолютно ненужными.

  2. «Выгодно ли это?».

    Конечно, можно показывать экономичность приобретений на продуктах, но это не всегда полностью раскрывает идею. Для детей понятнее будет рассказывать о разумных тратах на примере техники или игрушек. Вместе с ребенком подумайте, сколько та или иная вещь прослужит, как часто вы можете ее потенциально использовать (чтобы она не пылилась в углу), на «продвинутом» уровне можно разобраться в характеристиках и решить, стоит ли эта вещь своих денег.

  3. А можно ли найти лучше и выгоднее?

    Важный этап – умение выбирать. Полезно выработать привычку не останавливаться, например, на одной модели телефона в одном магазине, а сравнивать, находить более практичные варианты, может даже искать магазины с акциями на тот или иной предмет. К тому же, сейчас это делать намного проще, существует огромное количество сайтов, которые дают возможность сопоставлять цены на практически любые товары.

Выбирайте вещи для ребенка с ним вместе, обсуждайте и сравнивайте цены. Если получится сэкономить, вместе обсудите, как можно потратить оставшиеся деньги.

Карманные деньги и экономия

Важный момент изучении детьми финансовой грамотности — карманные деньги. Этот этап отношений с деньгами можно начинать, когда ребенок разберется с тем, что такое деньги и обретает достаточную самостоятельность.

  1. Нужно выделять ребенку деньги.

    Определите, как часто вы даете ему деньги, обсудите сумму. Важно, чтобы ребенок четко понял сколько и как часто он будет получать в своё распоряжение.

    Давать средства на карманные расходы — один их самых продуктивных и практичных способов научить детей управлять своими финансами.

    У ребенка есть сумма, и ее можно потратить на что угодно. Ограничивать покупки, которые хочет совершить ребенок - не правильно.

    Карманные деньги принадлежат ребенку, и только он ими распоряжается!

    Обсуждать его планы на трату денег – стоит, но утверждать, что эта вещь «не нужна», «бесполезна» - не стоит. Говорите о ценах и о том, что можно купить сейчас, а на что нужно накопить.

  2. Увеличивайте сумму, и выделяйте деньги реже.

    То есть начать можно с того, что вы даёте по 20 рублей ежедневно, потом – 140 рублей на неделю, позже – можно выделять деньги на 2 недели или на месяц.

    Так школьнику всегда нужно будет держать в голове, хватит ли ему этой суммы до конца месяца. Какое-то время сумма может колебаться, чтобы найти ту, с которой и детям, и родителям будет комфортно, но не стоит сильно завышать ее. В противном случае ребенок может перестать ценить свои карманные деньги, тратить слишком много и совсем не задумываться о границах.

  3. Обсуждайте с ребенком его планы на деньги.

    Сначала можно помочь разобраться, сколько стоят какие-то основные вещи, на которые дети хотят тратить свои карманные, и как отрегулировать расходы. Также можно учить детей экономии. Это тесно связано с осознанным потреблением, о котором говорилось выше.

    Хорошо, если дети привыкнут думать перед покупкой очередного мороженого: «Может, я несколько дней поем дома, а в конце месяца смогу купить те крутые наушники?». Важно научиться этому финансовому мастерству — распределять свои приоритеты и желания в области покупок, и, иногда отбрасывая сиюминутные порывы, «беречь и копить копейку».

  4. Накопление – не цель.

    Но никогда нельзя забывать, что постоянное бесцельное накопление нередко бесполезно и деструктивно в долгосрочной перспективе. Когда деньги — единственная цель, их ценность и значение искажаются. Эта самая «копейка» — просто листы бумаги. Важно то, что ты можешь эти бумажки обменять на мороженое или на что-то более ценное.

    Деньги называют средствами именно потому, что они не должны быть высшей мечтой, а нужны, чтобы исполнять мечты.

  5. Учимся тратить.

    Один из самых сложных навыков финансовой грамотности — умение тратить. Научите детей не бояться покупать эти наушники, если у них есть такая возможность и действительно сильная потребность.

    Можно «купаться» в деньгах, постоянно копить, но счастливым это никого не сделает.

    Сейчас у многих людей развивается финансовая тревожность, из-за которой они отказывают себе совершенно во всем, и не важно, зарабатывают они миллион в месяц или сорок тысяч. Ситуация может только усугубиться из-за множества родителей, которые говорят: «Будут деньги — будешь счастливым». И часто взрослые совсем забывают, что не рассказывают, что можно эффективно сделать с деньгами.

Заработок и самостоятельность

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков - так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Полезные советы для обучения финансовой грамотности у детей:

  • Заведите «блокнот желаний» - научите ребенка записывать что он хочет купить
  • Составляйте списки покупок всей семьей перед походом в магазин
  • Говорите ребенку о цене и объясняйте, что сколько стоит
  • Учите распоряжаться карманными деньгами.
  • Развивайте умение покупать осознанно
  • Учите ставить финансовые цели и тратить деньги
  • Покажите, что зарабатывать можно и это интересно

Комплексное развитие финансовой грамотности – курсы в центре К.О.Т.

Важно развивать финансовую грамотности поэтапно, причём процесс обучения должен быть увлекательным. Ведь тема денег – одна их самых интересных!

В центре К.О.Т. разработаны курсы для школьников. Занятия проводятся в группах 10-13 и 14-17 лет.

  • «Школа Рокфеллера» - здесь мы изучаем базовые понятия финансов, тему доходов и расходов, экономии, углубляемся в денежную тему.
  • «Мир акций» - это знакомство с инвестированием, акциями и банковской системой
  • «Мой бизнес» - курс на котором ребенок сам пробует заработать, учится по-иному смотреть на мир и видеть повсюду возможности. Многие зарабатывают свои первые деньги!

Записать ребёнка на курсы по развитию финансовой грамотности – значит помочь ему стать более самостоятельным, осознанным и развить навык, необходимый для успешного будущего!

Добавить комментарий
Имя
Email
Сообщение
order

заказать тренинг

для группы

communicate

связаться

с нами

1000 руб. в подарок
go-top
наверх